Тюремные срок за неуплату налогов

На протяжении года над украинскими предпринимателями висел «Дамоклов меч» – перспектива повторной криминализации статьи 212 Уголовного кодекса. В августе 2020 в Верховную Раду был передан законопроект №3959-1 соответствующего содержания. В феврале 2021 парламентарии приняли его в первом чтении.

Тюремные срок за неуплату налогов

С одной стороны, ужесточение мер борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов кажется прогрессивной тенденцией, которая вписывается в международные нормы, что особенно важно накануне вероятного присоединения Украины к Единому стандарту автоматического обмена налоговой информацией (The Common Reporting Standard (CRS)) с сентября 2023. Но при более глубоком рассмотрении ситуации следует учитывать украинские реалии привлечения лиц к уголовной ответственности, когда допускаются ошибки и злоупотребления.

Насколько оправданной является возможность лишения свободы за неуплату налогов? Какие риски для бизнеса несет в себе? И главный вопрос: введут такую меру наказания или нет? Специалисты юридической фирмы «МИБ» решили разобраться в этих вопросах.

Какие меры наказания предусматривал законопроект №3959-1?

В феврале-марте 2021 многие интернет-издания пестрели заголовками о том, что скоро неуплата налогов станет основанием для лишения свободы. Законопроект №3959-1, принятый депутатами Верховной Рады в первом чтении, предполагал внесение в ст.212 УК соответствующих изменений. К видам наказания за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов помимо штрафов и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью были добавлены:

  • арест;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на срок до семи лет.

Более того, законопроектом планировалось добавить в УК новую статью – 222-2 «Мошенничество с налогом на добавленную стоимость». Формулировка статьи предполагалась следующая: «разворовывание или незаконное завладение бюджетными средствами путем получения бюджетного возмещения». Среди мер ответственности были:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • общественные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на срок до 12 лет.

В настоящее время налог на добавленную стоимость (НДС) просто не возмещается в том случае, если для этого не имеется достаточных обоснований. Новая статья УК могла стать поводом для того, чтобы присуждать тюремный срок предпринимателю за то, что он подал недостоверную декларацию на возмещение НДС. Речь идет об оценке такой ситуации как попытки незаконно получить государственные деньги.

На самом деле, подобный подход – это не вполне обоснованное препятствие для получения НДС. Например, возможность привлечения к уголовной ответственности по этой статье может стать угрозой для «неугодных» предпринимателей. Наряду с этим, реальных махинаторов с НДС сейчас можно привлечь по статье 191 УК. Потребность внедрять дополнительные правовые инструменты для реализации этой цели отсутствует. Более того, по ст.191 УК можно осудить в паре с бизнесменом чиновника, принявшего неправомерное решение о возмещении НДС. А по статье 222-2, которую планировалось добавить в Уголовный кодекс, вся ответственность целиком и полностью должна ложиться на предпринимателя.

Описанные выше перспективы вызвали бурную реакцию и множество дискуссий среди специалистов в сфере юриспруденции. Дальнейшее рассмотрение законопроекта откладывалось…

Общий налоговый климат в стране осенью 2021

Украина стоит на пороге полномасштабной интеграции в мировую финансовую систему. Представители власти через СМИ широко пропагандируют идею о том, что ужесточение мер борьбы с неуплатой налогов в ближайшем будущем неминуемо. В качестве законодательного фундамента уже принят ряд законов. Минфин сейчас занимается разработкой законопроекта «о косвенных методах налогового контроля».

Вместе с тем перед «закручиванием гаек» украинские граждане получили возможность очистить свою репутацию перед налоговой службой. Речь идет о налоговой амнистии, которая стартовала с 1 сентября 2021, и будет действовать до 1 сентября 2022. Все теперешние и бывшие резиденты Украины имеют право на протяжении этого периода подать так называемую «нулевую декларацию», открывая свои активы, которые были приобретены без уплаты налогов. С этих активов уплачивается налог по льготной ставке, и в обмен государство гарантирует амнистию от привлечения к ответственности по статье 212 УК.

Насколько эффективна налоговая амнистия? Этого не берется прогнозировать никто. Минфин, разрабатывая проект бюджета на 2022 год, не включил поступления от налоговой амнистии в перечень доходов. Допустить даже ориентировочно, сколько поступит средств, невозможно. Хотя считается, что на руках у граждан страны сейчас находятся более 50 миллиардов долларов США. Вывести «из тени» вполне реально 30–40 миллиардов долларов США.

В качестве примера идеологи этого проекта выделяют Аргентину, где удалось подобным образом легализовать 117 миллиардов долларов США, и Казахстан, где поступления в год амнистии составили 8,5% ВВП. По состоянию на 13 октября налогоплательщики в рамках налоговой амнистии в Украине задекларировали 90,5 млн грн уплатили в бюджет 4,5 млн грн.

Налоговая амнистия не идет желаемыми темпами. Среди причин – тотальное недоверие граждан к обещаниям властей касаемо непривлечения к уголовной ответственности. В частности, гарантии государства распространяются только на непривлечение к ответственности по статьям, связанным с уклонением от налогов. Но декларанта вполне могут привлечь к ответственности по статье ст.209 УК «Легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем». Также риски несет в себе процедура финансового мониторинга со стороны банка в том случае, когда декларант «отбеливает» денежные средства, и размещает их на специальный счет.

В целом, налоговая амнистия не стала существенным фактором влияния на налоговый климат. Это скорее декларативная мера, используемая с целью оправдать дальнейшее ужесточение налогового регулирования, нежели реальный шаг в интересах налогоплательщиков.

Задержки запуска Бюро экономической безопасности (БЭБ)

Еще одна составляющая «налогового пазла» – это Бюро экономической безопасности. По мнению экспертов, введение наказания в виде лишения свободы за неуплату налогов должно было стать закономерным продолжением деятельности сотрудников БЭБ по расследованию преступлений в сфере налогообложения. Но запуск этого нового бизнес-ревизорав работу в очередной раз отложен. 22 сентября 2021 парламент поддержал инициативу переноса старта работы данного органа до конца ноября.

По закону, представителям БЭБ предоставляются довольно широкие полномочия, а также право на применение физического воздействия, огнестрельного оружия и спецсредств. Эта новая силовая структура перенимает функции налоговой милициии отдела «К» СБУ, хотя организационно похожа на НАБУ. Детективы БЭБ будут проводить оперативно-розыскные и следственные действия.

Новый орган еще не начал работу, но в обществе к нему уже начинает складываться скептическое отношение. Главное опасение – переход в данную структуру старых кадров, которые засветились в неприятных историях, связанных с давлением на бизнес. Примечателен тот факт, что идеологи нового специализированного органа по борьбе с экономическими правонарушениями вначале хотели дать ему название Бюро экономических расследований Украины. Но получилась очень красноречивая аббревиатура – БЕРУ. Даже в если состав БЭБ наберут специалистов с безупречной репутацией, только время поможет доказать, что они «не берут» взятки и не действуют на заказ в пользу конкурентов по бизнесу.

Прогнозировать влияние работы БЭБ пока рано. На определенное время растянется переходной период, когда к БЭБ будут переходить дела от СБУ, ГБР и Нацполиции. Далее представители этого органа возьмутся за самые громкие дела, крупный бизнес. И затем только в поле зрения попадут более широкие круги предпринимателей. Даже если бы статью 212 УК криминализировали, в ближайшее время она не станет инструментом для БЭБ.

Попытка отката назад? Какими были мотивы декриминализации статьи 212 УК

Так называемая гуманизация (декриминализация) статьи 212 УК произошла в 2012 году после протестов со стороны представителей бизнеса и правозащитников. Представители налоговых и других контролирующих органов явно злоупотребляли своим служебным положением. Предприниматель попадал в ситуацию очень жесткого выбора: попытаться отстоять свои интересы в суде, рискуя попасть в тюрьму в случае проигрыша, или заплатить взятку. Бизнесмены оказывались в СИЗО, претерпевая не всегда правомерные притеснения, вынуждены были платить огромные взятки.

На чрезмерную криминализацию украинского законодательства правонарушений в сфере хозяйственной деятельности указали европейские правозащитники. Подобная ситуация становится препятствием для развития предпринимательской деятельности. Другая сторона медали – это недополучение средств в государственный бюджет. С экономической точки зрения государству более выгодно получить штраф, нежели реализовать процедуру уголовного наказания за преступление в сфере налогообложения.

Попытка повторной криминализации статьи 212 УК натолкнулась на значительное противодействие со стороны общественности. Градус накала недоверия граждан Украины к правоохранительным и контролирующим органам слишком высок. Правозащитниками высказывались обоснованные опасения о том, что силовики будут снова (как и до 2012) злоупотреблять возможностью назначить реальный срок лишения свободы за относительно небольшую налоговую недоимку.

В таких обстоятельствах возврат к ответственности за неуплату налогом в виде лишения свободы явно не удается вписать в комплекс прогрессивных шагов по гармонизации украинского законодательства с международными стандартами.

Введут тюремный срок за уклонение от налогов или нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует перейти по ссылке на официальную страницу Верховной Рады Украины. Там можно отследить судьбу законопроекта №3959-1 от 25.08.2020.

Открываем проект Закона 24.08.2020 и текст законопроекта ко второму чтению с изменениями 20.10.2021. Сравнив два текста, можно увидеть:

  • изменения касаемо ареста, ограничения и лишения свободы со статьи 212 УК убрали;
  • статья 222-2 отсутствует совсем;
  • актуальным осталось только существенное увеличение штрафов.

Правда, точка в истории с законопроектом №3959-1 пока не поставлена. Только когда будет принят соответствующий закон, можно будет делать окончательные выводы.

Другие статьи