Регистрация налоговых накладных – реальность и перспективы

Осталось чуть больше месяца и малый/средний бизнес лишиться своей льготы – запрета на проверки, который действовал в Украине в 2018 году. Государственная фискальная служба (ГФС) уже «потирает руки», планируя ужесточение контроля за оформлением/регистрацией всех налоговых накладных, преследуя цель – борьбу с нарушителями налогового законодательства. Действительно ли подобные инициативы имеют столь благородные истоки, либо же ГФС стремится пополнить бюджет – вопрос спорный.

35

Каких изменений ожидать?

Новая процедура мониторинга налоговых накладных невозможна без внесения изменений в нормативные акты, регулирующие данную сферу правоотношений. Предполагается внести изменения в Порядок остановки регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных.

Грядущие изменения могут повлечь за собой:

— мониторинг налоговых накладных на сумму, превышающую 50 000 грн. Это касается операций в пользу одного клиента, совершенных в отчетный период. (Напомним, что сейчас эта сумма составляет 500 000 грн.). Соответственно гораздо больше накладных будут подвержены проверкам, что увеличит нагрузку на бизнес на несколько процентов.

Чем больше налоговых накладных будет подвержено мониторингу, тем большее количество из них может быть заблокировано, что негативным образом скажется на хозяйственной деятельности предпринимателей.

Безусловно, мониторинг не влечет за собой автоматическую блокировку накладной, однако задержек в сделках не избежать. То же самое можно сказать о процессе обжалования действий фискальной службы. Если ту или иную накладную заблокируют безосновательно, «борьба» с фискалами займет немало времени и нервов.

К примеру, компания «Н» за месяц совершила закупку товара у фирмы «С» на сумму 60000 грн. и подписала акты выполненных работ с фирмой «Ю» на сумму 200000 грн. Как следствие, все налоговые накладные по указанным операциями будут тщательно проверены налоговиками, поскольку компания «Н» не уложилась в 50-ти тысячный лимит в пользу одного клиента.

Таким образом, эксперты расценивают подобные законодательные новшества и сам процесс мониторинга как давление на бизнес. Выходит, что операции даже с незначительными суммами подлежат проверке и, своего рода, одобрению со стороны фискальной службы. Согласитесь, что приостановление и блокировка налоговых накладных – не самая радужная перспектива хозяйственной деятельности.

Рост налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка плательщика являет собой одну из составляющих при оценке степени риска. Определить ее можно сопоставив сумму сделок, осуществленных на территории Украины в течение предыдущего года с суммой налогов и сборов, оплаченных плательщиком за аналогичный период. По сравнению с действующей 3% цифрой, предполагается увеличение налоговой нагрузки до 5% от оборота плательщика. Соответственно, большее количество накладных подлежат мониторингу.

В свою очередь Кабинет Министров Украины говорит о том, что подобные меры весьма лояльны, и являют собой компромисс между властью и представителями бизнеса. Налоговые органы предлагали ввести более жесткие меры к проверке накладных, поскольку многие субъекты хозяйствования искусственным образом выводили свои накладные из «зоны риска», снижая суммы и, тем самым, избегая мониторинга. Однако предложена «золотая середина», и мелких предпринимателей проверка накладных может практически не коснуться, что говорит о лояльности фискальной службы.

Касаемо операций по возврату товаров, авансовых платежей – эти расчеты также подпадают под категорию проверочных. Причина все та же – борьба с налоговыми схемами, которые применяются с целью уменьшения налоговых обязательств путем возвратов.

Налоговики акцентировали, что в случае возникновения реальных ухудшений для бизнеса вследствие активного мониторинга, допускается принятие очередных изменений.

Мораторий на проверки – быть или не быть?

Отмена моратория на проверки может повлечь за собой безосновательный удар по честному бизнесу. Под угрозой блокировки могут оказаться накладные, оформленные без единых нарушений – утверждают эксперты. Подобное уже происходило при введении процесса мониторинга, и это может повториться. Как следствие – обжалования действий фискальной службы и прочие, никому не нужные тяжбы.

Очередное опасение экспертов – процесс отбора и блокировки накладных. Если ранее, по словам налоговиков, это происходило в автоматическом режиме, то теперь они хотят ввести «человеческий разум» и проводить процедуру в ручном режиме. Не будет ли это чревато всплеском коррупции, ведь когда судьба той или иной накладной решается конкретным человеком – возможно всякое. В таком случае чиновники будут вправе вершить судьбы предприятий, и управлять их хозяйственной деятельностью.

Что касается такой важной составляющей функционирования бизнеса, как иностранные инвестиции, отметим, что не каждый инвестор поймет и объективно оценит суть налоговых новшеств в Украине.

Поможет ли мониторинг накладных в борьбе с теневым бизнесом и выживет ли мелкий бизнес в таких условиях – покажет время. А пока единственный совет субъектам хозяйствования – максимально внимательно относиться к выбору контрагентов и оформлению операций с ними.