Процесс приватизации жилья в Украине стартовал еще в 1992 году, когда был принят закон «О приватизации государственного жилищного фонда» №2482. Этим законом и Порядком №393 определены условия перехода права собственности на квартиры от государства к физическим лицам.
Ключевые моменты:
- 21 квадратный метр жилплощади на одного человека, плюс 10 метров квадратных для семьи — передаются в собственность граждан бесплатно, за квадратные метры сверх установленной нормы необходимо доплачивать;
- правом на получение жилья от государства в пределах нормы можно воспользоваться только один раз;
- приватизированным жильем можно распоряжаться на свое усмотрение (обменивать, продавать, завещать и т.д.).
Этапы оформления собственности на квартиру
Шаг 1 – Обращение в ЖЕК
- явиться в ЖЕК должны все члены семьи, зарегистрированные на данной жилплощади. Совершеннолетним при себе нужно иметь паспорт, несовершеннолетним – свидетельство о рождении;
- подается копия ордера на жилье и заполняется бланк (форма №4). В нем указывается полная информация о квартиросъемщике, членах его семьи и прочих лицах, проживающих на указанной жилплощади (в том числе новорожденные и временно отсутствующие), а также детальная информация о жилом помещении;
- если кто-то из заявителей прописан в квартире после 1992 года, он должен предоставить справку о том, что право на приватизацию он не использовал (обязательное условие);
- подается заявление на приватизацию, которое подписывается всеми членами семьи в присутствии начальника ЖЕКа;
- ЖЕК выдает техпаспорт на квартиру.
Шаг 2 – Обращение в орган приватизации (отдел при районной (городской) администрации/исполнительном комитете)
Порядком №393 предусмотрен полный перечень документов, необходимых для передачи жилья в собственность граждан. Если у Вас просят подать дополнительные документы – такие требования не законны.
Заявителем подаются следующие документы:
- заявление и справка о составе семьи нанимателя и занимаемые ими помещения формы №4 (документы, оформленные в ЖЕКе на начальном этапе);
- технический паспорт на жилое помещение;
- копия ордера на жилплощадь;
- копии паспортов и свидетельств о рождении (для несовершеннолетних), а также их регистрационных номеров плательщиков налогов (идентификационные номера);
- копии документов, подтверждающих неиспользование приватизационных чеков (справка с предыдущего места жительства, для прописанных после 1992 года);
- копии документов, дающих льготы на приватизацию. (статья 6 Закона №2482 предусматривает право на передачу в собственность жилья без ограничения площади для определенных категорий граждан – ветеранов войны, многодетных семей, чернобыльцев и пр.);
- письменное согласие членов семьи нанимателя, которые временно отсутствуют на передачу жилья в частную собственность.
Поданные заявителем документы регистрируются в специальном журнале, и после оформления нового техпаспорта выдается свидетельство о праве собственности.
Шаг 3 – обращение в органы регистрации прав
Поскольку право собственности в Украине подлежит обязательной регистрации, заключительным этапом является обращение в регистрационную службу, где государственный регистратор вносит данные в Реестр прав собственности на недвижимое имущество.
Если у Вас возникли сложности с оформлением права собственности на жилье, Вы не можете реализовать право на льготы, предоставленные законом, – наши юристы решат вопрос в кратчайшие сроки.