Как оформить биометрический паспорт: инструкция и список документов

После введения для граждан Украины безвизового режима со странами Европейского Союза, большинство из них спешат обменять загранпаспорта старого образца на биометрические. Отметим, что оба документа дают гражданам право выезда за границу, однако новый формат паспорта делает эту процедуру проще и быстрее.

bd56e501e6f91d0234123213435345

В чем отличия и какой паспорт выбрать?

Внешне оба паспорта имеют форму книжечки, однако в отличие от документа старого образца, обложка нового содержит микрочип. В этом бесконтактном устройстве находится полная информация о владельце – его имя и фамилия, дата рождения, а также фото, цифровая подпись и отпечатки пальцев. Указанной информации более чем достаточно для идентификации личности, и считывается она при пересечении государственной границы путем сканирования встроенного чипа. Такой паспорт позволяет путешествовать странами Европы без получения виз, что повышает его востребованность, к тому же он считается более надежным.

Учитывая то, что Закон позволяет совершеннолетним гражданам Украины иметь два действующих загранпаспорта, не спешите сдавать старый и получать новый. Для этого есть ряд причин:

  • в случае утери одного паспорта, можно воспользоваться другим, тем самым сэкономить деньги на срочном изготовлении нового;
  • наличие нежелательных отметок в одном проездном документе решается предъявлением во время поездки другого (это касается, в частности, посещения стран, которые находятся в конфликте между собой, когда наличие визы в одну из них может перекрыть пути доступа в другую);
  • наличие визовой истории. Если в одном из паспортов имеются визы государств, разрешение на въезд в которые получить достаточно проблематично, расставаться с ним не следует. Многие посольства критически относятся к пустым страницам, в то время, как наличие визовых отметок значительно упрощает процедуру оформления новых разрешений.

Довольно распространено наличие двух документов у лиц, осуществляющих частые и регулярные поездки за границу. Это спортсмены и артисты, журналисты и лица, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками. В таких случаях при оформлении загранпаспорта следует указать и обосновать необходимость выдачи двух документов (оплата производиться по двойному тарифу).

Кто выдает биометрические паспорта?

Органом, уполномоченным оформлять паспорта гражданина Украины для выезда за границу, является Государственная миграционная служба (ГМС) и ее территориальные подразделения на местах. В иностранных государствах эти функции выполняют дипломатические учреждения.

Услуги по оформлению документов для выезда за границу оказывают также:

  • Центры обслуживания граждан «Паспортный сервис»;
  • Центры предоставления административных услуг.

Эти органы являются посредническим звеном между гражданами и подразделениями миграционной службы. Их деятельность направлена на более оперативное, комфортное обслуживание клиентов.

Документы, необходимые для оформления биометрического паспорта.

Времена, когда гражданам нужно было брать справку об отсутствии судимости и делать фотографии определенного размера, прошли. Вся необходимая информация о заявителе является доступной для органов, занимающихся выдачей паспортов. Фотографировать Вас также будут на месте.

Лица, достигшие 18 лет, должны предъявить:

  • внутренний паспорт гражданина Украины;
  • идентификационный код (РНКПН);
  • квитанцию об оплате админуслуг (согласно с установленными тарифами);
  • загранпаспорт, срок действия которого истек.

Процедура оформления биометрического паспорта весьма проста и заключается в следующем:

  • заявитель обращается в органы ГМС с пакетом документов;
  • специалист, осуществляющий прием, фотографирует гражданина, сканирует отпечатки указательных пальцев и заполняет в электронном виде анкету;
  • заявитель проверяет правильность внесенных данных и ставит подпись на специальном планшете, тем самым удостоверяя свое согласие с тем, что информация о нем внесена правильно;
  • по истечении установленного срока, заявитель является в органы ГМС для получения загранпаспорта. При себе обязательно иметь паспорт гражданина Украины.

Срок действия биометрического паспорта – 10 лет.

Оформление загранпаспорта несовершеннолетним имеет свои нюансы и зависит от возраста ребенка.

Дети до 12 лет:

  • Обращается один из родителей (присутствие ребенка не обязательно);
  • Документы: — свидетельство о рождении, — паспорт родителя (заявителя); — идентификационный код ребенка (при наличии); — цветная фотография размером 10х15 см для внесения цифрового лица путем сканирования (если паспорт оформляется без присутствия ребенка); — ранее выданный проездной документ ребенка, срок действия которого истек (при наличии); — квитанция об оплате административных услуг.

Отметим, что сканирование отпечатков пальцев ребенка допускается с согласия родителей после достижения им 12 лет. Это же правило распространяется и на электронную подпись ребенка.

Для детей в возрасте от 12 до 14 лет:

требования аналогичны вышеизложенным, однако присутствие ребенка для фотографирования и отобрания электронной подписи обязательно. (Фото 10х15 не требуется).

Несовершеннолетние с 14 до 16 лет:

вместо свидетельства о рождении предоставляют ID карту, их также фотографируют на месте и получат цифровую подпись.

Во всех случаях детям выдается биометрический паспорт, срок действия которого – 4 года (независимо от того, отбирались отпечатки пальцев или нет).

Дети с 16 лет:

  • обратиться за выдачей паспорта могут самостоятельно;
  • требования к документам аналогичны «взрослым»;
  • биометрический паспорт выдается на 10 лет.

Сколько ждать выдачи паспорта?

Время, предусмотренное для выдачи биометрических паспортов, определено Постановлением КМУ №152 от 07.05.2014 г. и зависит от ряда факторов.

Общий срок изготовления документа составляет 20 рабочих дней, и начинает исчисляться со дня, следующего за обращением в миграционную службу.

Сокращенные сроки установлены:

  • до 10 рабочих дней (для выезжающего на постоянное место жительства ребенка, усыновленного иностранными гражданами);
  • до 7 рабочих дней (при срочной заявке);
  • до 3 рабочих дней (если выезд за границу обусловлен жизненно важными обстоятельствами – экстренной необходимостью в лечении, сопровождении тяжелобольного, смертью близкого родственника за границей.

Данные обстоятельства необходимо документально подтверждать).

Изготовление «биометрики» займет до 3-х месяцев, если документы поданы через дипломатическое учреждение, а также в случае параллельного оформления выезда на постоянное место жительства за границу.

Несмотря на временные рамки, установленные Кабинетом Министров, часто паспорта выдаются с опозданием, что вызвано безвизовым ажиотажем.

Стоимость загранпаспорта зависит от сроков его изготовления и включает в себя оплату административных услуг и стоимость бланка самого документа.

Размеры оплаты установлены Кабинетом Министров Украины, однако при обращении в Центры «Паспортный Сервис» может взиматься дополнительная плата за услуги Центра.

Когда нужно менять паспорт?

Законодательством не предусмотрено продление загранника после окончания срока его действия. Гражданин должен пройти процедуру оформления нового документа, обратившись в органы миграционной службы.

Обязательной досрочной замене подлежат паспорта, в случаях:

  • изменения данных владельца (смена фамилии, имени, отчества);
  • паспорт пришел в негодность, имеет повреждения, посторонние отметки, которые допускают риск его использования;
  • внешность владельца изменилась на столько, что не соответствует фотографии;
  • нет свободных страниц для визовых отметок;
  • оставшийся срок действия настолько мал, что не допускает пребывания в определенной стране.

Для удобства и возможности отследить состояние оформления паспорта гражданина Украины для выезда за границу в режиме on-line перейдите по ссылкам:

  • на сайте ГМС (если документы подавались на территории Украины);
  • на сайте Министерства иностранных дел (если документы подавались через дипломатическое учреждение за границей).