Приватизация жилья: этапы и необходимые документы

Процесс приватизации жилья в Украине стартовал еще в 1992 году, когда был принят закон «О приватизации государственного жилищного фонда» №2482. Этим законом и Порядком №393 определены условия перехода права собственности на квартиры от государства к физическим лицам.

Ключевые моменты:

  • 21 квадратный метр жилплощади на одного человека, плюс 10 метров квадратных для семьи — передаются в собственность граждан бесплатно, за квадратные метры сверх установленной нормы необходимо доплачивать;
  • правом на получение жилья от государства в пределах нормы можно воспользоваться только один раз;
  • приватизированным жильем можно распоряжаться на свое усмотрение (обменивать, продавать, завещать и т.д.).

Этапы оформления собственности на квартиру

2131232344124

Шаг 1 – Обращение в ЖЕК

  • явиться в ЖЕК должны все члены семьи, зарегистрированные на данной жилплощади. Совершеннолетним при себе нужно иметь паспорт, несовершеннолетним – свидетельство о рождении;
  • подается копия ордера на жилье и заполняется бланк (форма №4). В нем указывается полная информация о квартиросъемщике, членах его семьи и прочих лицах, проживающих на указанной жилплощади (в том числе новорожденные и временно отсутствующие), а также детальная информация о жилом помещении;
  • если кто-то из заявителей прописан в квартире после 1992 года, он должен предоставить справку о том, что право на приватизацию он не использовал (обязательное условие);
  • подается заявление на приватизацию, которое подписывается всеми членами семьи в присутствии начальника ЖЕКа;
  • ЖЕК выдает техпаспорт на квартиру.

Шаг 2 – Обращение в орган приватизации (отдел при районной (городской) администрации/исполнительном комитете)

Порядком №393 предусмотрен полный перечень документов, необходимых для передачи жилья в собственность граждан. Если у Вас просят подать дополнительные документы – такие требования не законны.

Заявителем подаются следующие документы:

  • заявление и справка о составе семьи нанимателя и занимаемые ими помещения формы №4 (документы, оформленные в ЖЕКе на начальном этапе);
  • технический паспорт на жилое помещение;
  • копия ордера на жилплощадь;
  • копии паспортов и свидетельств о рождении (для несовершеннолетних), а также их регистрационных номеров плательщиков налогов (идентификационные номера);
  • копии документов, подтверждающих неиспользование приватизационных чеков (справка с предыдущего места жительства, для прописанных после 1992 года);
  • копии документов, дающих льготы на приватизацию. (статья 6 Закона №2482 предусматривает право на передачу в собственность жилья без ограничения площади для определенных категорий граждан – ветеранов войны, многодетных семей, чернобыльцев и пр.);
  • письменное согласие членов семьи нанимателя, которые временно отсутствуют на передачу жилья в частную собственность.

Поданные заявителем документы регистрируются в специальном журнале, и после оформления нового техпаспорта выдается свидетельство о праве собственности.

Шаг 3 – обращение в органы регистрации прав

Поскольку право собственности в Украине подлежит обязательной регистрации, заключительным этапом является обращение в регистрационную службу, где государственный регистратор вносит данные в Реестр прав собственности на недвижимое имущество.

Если у Вас возникли сложности с оформлением права собственности на жилье, Вы не можете реализовать право на льготы, предоставленные законом, – наши юристы решат вопрос в кратчайшие сроки.