Льготы для автомобилей на европейских номерах

Проблема евроавтомобилей

За последние несколько лет украинские дороги начали утопать в автомобилях на европейской регистрации. Особенно это заметно в западных регионах Украины, где буквально каждый пятый автомобиль с европейскими номерами.
Однако в Одессе и на юге Одесской области автомобилями на европейских номерах уже давно никого не удивишь.

234354652342341

И это понятно, ведь стоимость аналогичного автомобиля в Украине и, скажем, в Литве или Болгарии может существенно отличаться, в странах ЕС поддержанные автомобили значительно дешевле – на 3-4 тысячи евро. Это обусловлено высокими пошлинами и налогами, которые необходимо заплатить при растаможке автомобиля в Украине.
Многие автолюбители решают сэкономить свои кровные и попросту не растамаживают «приобретенный» в Европе автомобиль по законам Украины, пересекая границу в режиме «транзит» или «временный ввоз». Такие автомобили в народе прозвали «евробляхи».
Часть общества считает данную схему обманом государства и честных налогоплательщиков, но адепты данной схемы приведут вам сотню аргументов оправдывающих свои действия, однако в государстве давно назрела тема окончательного разрешения вопроса «евроблях».

Варианты разрешения проблемы

Недавние массовые протесты водителей машин с иностранной регистрацией в правительственном квартале в Киеве и в других областных центрах Украины, направленные против введения государством новых ужесточенных правил оборота автомобилей на иностранных номерах всколыхнули всю страну. Водители «евроблях» организовались из-за громких заявлений некоторых политиков на законодательном уровне ужесточить правила и пресечь поток дешевых автомобилей с иностранной регистрацией в Украину.

Протестующие выдвинули требования по легализации уже ввезенных автомобилей и по минимизации пошлин и налоговых платежей на вновь ввезённые автомобили.
СМИ сообщают о якобы достигнутом компромиссе между властью и протестующими. Представитель парламента – Нина Южанина, председатель комитета Верховного совета Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, предложила вариант для растаможки уже ввезенных автомобилей по тарифу 1000-1400 евро за автомобиль.
Однако данный вариант сложнореализуем, так как большинство «евроблях» оформлены в странах ЕС именно на болгарские и литовские фирмы, на граждан Болгарии, Польши и других стран ЕС. Украинские водители в большинстве случаев являются лишь пользователями автомобилей, не являясь их реальными собственниками с юридической точки зрения и права на растаможку, соответственно, не имеют. А переоформить евроавто, скажем, с польской фирмы на себя в стране регистрации автомобиля – задача, которая не под силу абсолютному большинству.

Но стоит трезво осознавать, что даже согласованного текста законопроекта состоянием на сегодня не существует и перспектива скорого разрешения данной проблемы остается призрачной.

Кроме того, предлагаемые сторонами варианты являются несправедливыми и дискриминационными. Если государство признает водителей «евроблях» людьми, обходящими либо нарушающими закон, так называемая амнистия для уже ввезенных автомобилей de facto является поощрением такого поведения. Такая позиция власти без сомнений вызовет негативную реакцию законопослушных граждан, не играющих во «временный ввоз», а растамаживающих автомобили с уплатой всех надлежащих налогов и пошлин по правилам, установленным государством.

Описанный выше вариант, предложенный парламентарием, конечно же поставит граждан Украины в неравное положение, нарушит принцип равенства граждан: одни «успели» ввезти автомобиль на европейских номерах, а другие – нет.

Перспективы использования автомобилей на еврономерах в будущем

Многие задаются вопросом – сможет ли власть полностью запретить авто на иностранных номерах? Ответ очевиден – нет, не сможет. Запрет режима «временный воз» требует внесения серьезных изменений в законодательство и, самое главное, будет противоречить международно-правовым актам, ратифицированным Украиной, в том числе и Стамбульской конвенции о временном ввозе, к которой Украина присоединилась еще в 2004 году.

Но зарегулировать данный рынок и ужесточить правила, ввести дополнительные ограничения и усложнить жизнь водителям евроавтомобилей (особенно с использованием административного ресурса: полиция, таможня) государство сможет.
Однако по оценкам некоторых экспертов рынка количество таких автомобилей в Украине достигло 2 миллионов, а это огромное количество в условиях Украины. Таким образом при каждой попытке власти «закрутить гайки» каждый раз будет собираться такой себе евроавтомайдан и отстаивать свою позицию.

Найдут ли парламентарии решение данной проблемы – возможно. Но данное решение должно быть справедливым ко всем участникам рынка и учитывать интересы и граждан, и автопроизводителей, и бюджета.